Previous Entry Share Next Entry
Методика СВЕРХэффективного и быстрого обучения, используя опорные сигналы по Шаталову В.Ф.
Рабочий и Колхозница
raul_safa
Автор статьи: Гурьянов Павел Сергеевич

Методика переработки теоретического материала и создания специальных обучающих пособий – опорных сигналов по Шаталову В.Ф. для сверхэффективного и быстрого обучения.

Предисловие

В силу своей профессии (преподаватель вуза) и сферой научных интересов (эффективные образовательные технологии) я владею можно так сказать советской Супер-технологией обучения. Наткнулся на них когда писал диссертацию.

В СССР такие были. Педагогики-новаторы разработали ряд технологий обучения сильно увеличивающих эффектность занятий. Одна из таких - технология "Опорных сигналов" Шаталова В.Ф. Была придумана ещё в 60-е, на неё были переведены сотни (а может и тысячи) экспериментальных школ. Ученики этой системы в 4-ом классе соревновались со студентами на олимпиадах и выигрывали! Обучение всё школьной программы завершалось к 8, 9 классу. Любой школьник, обучавшийся по системе был просто вундеркиндом по сравнению с обычным учеником советской школы.

В 90-е широкое использование системы постепенно на сошло на нет. Однажды в качестве эксперимента было проведено занятие в колонии для несовершеннолетних. По этой методике за 4 дня был дан годовой курс геометрии. Потом был сдан экзамен. Экзамен принимала комиссия министерства образования СССР из Москвы. Когда экзамен закончился пятерками, учителя из комиссии залились слезами, потому что ничего подобного они не слышали от своих благополучных учеников. Такими грамотными и точными были ответы малолетних преступников, подготовленными по этой методике.


Я сам освоил эту методику и уже 2 года веду по ней занятия в вузе. Личный опыт внедрения данной методики преподавания в ПГФА на предметах «Правовоедение», «Управление и экономика фармации» на 3,4,5 курсах показал, что опорные сигналы позволяют обучаемому, практически не напрягаясь, досконально за 35-40 минут выучить большой объём материала (10-15 страниц текста). Выученные с помощью метода знания остаются в памяти обучаемого на очень длительное время (многие годы по опыту Шаталова В.Ф. и др. преподавателей). Для восстановления в памяти знаний достаточного простого упражнения в течение максимум одной минуты – проговорить теорию по опорному сигналу.

Чрезвычайно, в кратчайшие сроки развиваются ораторские способности - можно практически как Кургинян часами рассказывать материал - ярко, эмоционально, ничего не забывая из фактов, которые нужно привести.
Если перевести нужные нам материалы на опорные сигналы, то их можно преподавать в кратчайшие сроки (можно и без преподавателя - есть и компьютерный дистанционный способ) - очень быстро готовить участников клуба к агитационной, популяризаторской деятельности, аналитическим дискуссиям - т.к. они наиболее плодотворны, когда участники на очень хорошем уровне владеют необходимым материалом. Помнят, что откуда берётся.

А теперь собственно методика.

Опорные сигналы. Методика создания
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.
Т.е. есть если нарисовать графический знак и объяснить почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматическим запомнится как знак, так и сам материала. Задача объяснения и запоминания теоретического материала таким образом сводится созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка - опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией - и материал будет усвоен.
Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

  1. Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. В дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.

  2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.

  3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

  4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

  5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.

  6. Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.

  7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.


Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.

Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.

  1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

  2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

  3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

  4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

  5. Объедините сигналы в блоки.

  6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

  7. Выделите значимые элементы цветом.


  8. Лично я действую пожалуй немного по другому – читаю текст и последовательно для каждого его фрагмента придумываю опорный сигнал. Перехожу у другому фрагменту – рисую сигнал для него, показываю взаимосвязь одного сигнала с другим.

    Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальные, не повторять друг друга. Однако личный опыт преподавания по методике и создания опорных сигналов показал, что определённый набор стандартных знаков облегчает процесс создания сигналов и отчасти их воспроизведение обучаемыми.
    Опорные сигналы можно создавать предварительно на черновике, затем перерисовывать их на плакатах, бумаге формата A4 (лучше рисовать их яркими гелевыми ручками и фломастерами) (затем их ксерокопировать, сканировать для обучаемых, а при рассказе теоретического материала демонстрировать их через систему проектор-компьютер-документоскоп). Отсканированное изображение опорного сигнала для презентации обучаемым через проектор нужно будет сохранить в виде графического файла JPG, а затем поместить его в презентацию PowerPoint.
    Однако наиболее удобным вариантом по моему мнению является создание опорных сигналов в графическом редакторе. Затем полученный сигнал сохраняется (экспортируется) в графический файл JPG, а после также помещается в презентацию PowerPoint.

    Пример опорного сигнала

    Приведу пример опорного сигнала, подготовленного мной по фрагменту материала Суть времени-9.
    В этом видео Вы увидите саму схему-опорный сигнал и услышите голос С.Е. Кургияна рассказывающий материал, закодированный в этом опорном сигнале. Ваша задача запоминать ассоциацию показываемого фрагмента сигнала с излагаемым материалом. Показывать на конкретный фрагмент сигнала, о котором идёи речь Вам будет бегающий по экрану курсор.

    А это изображение опорного сигнала – более чёткое чем в видео.



    Изложение теоретического материала с помощью опорных сигналов преподавателем

    Изложение теоретического материала по опорным сигналам проходит следующим образом.
    Преподаватель через систему ноутбук-проектор запускает файл с презентацией PowerPoint с опорными сигналами (как альтернативу можно использовать большой плакат или доску с нарисованными опорными сигналами). Преподаватель последовательно излагает теоретический материал, указывая на соответствующие его словам опорные знаки. Наиболее удобно указывать на опорные сигналы лазерной указкой. При использовании документоскопа можно указывать на сигналы, изображенные на листе бумаге обычной ручкой. Излагая материал, преподаватель объясняет, почему тот или иной знак ассоциируется с тем, о чём он говорит. При этом материал необходимо изложить несколько раз – минимум три. Перечислю их:

    1. Наиболее полно изложить один логический фрагмент материала (соответствует обычно 1-2 абзацам текста), объясняя ассоциацию с опорным сигналом.

    При этом рассказывать можно подробно, обращаться к обучаемым, приглашать их к дискуссии. Подавляющее количество высказанной информации благодаря связи с опорным сигналом также запомнится. Шаталов, характеризуя манеру изложения материал преподавателем высказывается следующим образом: «Искусство владения словом - величайшее искусство педагога-воспитателя! Речь учителя должна быть такой, чтобы словам в ней было тесно, а мыслям - просторно».

    Как вариант можно рассказывать и одновременно рисовать опорный конспект на доске. Но в таком случае время рассказа заметно увеличивается. Лучше показывать опорные сигналы со слайдов через проектор. Иногда полезно на доске дорисовывать опорные сигналы, отражая ряд забавных или запоминающихся перипетий занятия. Отдельные штрихи, цифры и записи откликнутся в памяти обучаемых и интонацией, и жестами, и мимикой преподавателя. Листы с итоговыми сигналами будут источать шутки, гнев, недоумение, озарения открытий - все страсти, бушевавшие на занятии.

    Технически это можно сделать посредством инструментов «ручка», «фломастер» при показе слайдов презентации (нижний левый угол экрана), нарисовав знак мышкой или специальной ручкой прямо на доске, если доска интерактивная. Если презентации идёт через документоскоп, то дополнительные записи можно нанести ручкой непосредственно на лист с сигналами.

    2. Повторить сказанное ещё раз, но уже можно быстрее.
    Можно во второй (или если рассказываемый фрагмент один из наиболее важных во всей лекции - третий или четвёртый) раз уже не пояснять логику ассоциации опорного сигнала с теорией. Трудный поворот мысли можно объясняет по два, три, четыре раза подряд: «Внимание, еще раз... Еще раз... Все поняли? Еще раз...» Без всякого стеснения можно повторять одно и то же, пока все обучаемые не увидят кристально ясно логическую схему вопроса.

    3. После изложения все листа (одного экрана презентации) опорных сигналов необходимо также быстро снова повторить весь рассказ.

    В течение 3-5 минут необходимо выдать квинтэссенцию всего, о чем шел рассказ в течение 15-20 минут. Если при первом изложении обучаемые, как правило, внимательно слушают преподавателя, то при повторном изложении это внимание ещё более усиливается. Обучаемые проверяют, насколько хорошо они запомнили материал и ассоциации сигналов.

    4. По завершению всей лекции можно с самого начала ещё раз пройтись по узловым моментам лекции, демонстрируя опорные сигналы.

    Если работать с подготовленной серьёзной внимательной аудиторией слушателей, то и количество повторений можно сократить до двух.

    Чрезмерного увеличение времени изложения материала при переходе на рассказ по опорным сигналам с трёх и более кратном повторении материала не произойдёт. Поскольку записывать обучаемым ничего не надо будет. Они только слушают преподавателя, отвечают на его вопросы, сами дополняют и рассказывают истории из практики.

    Говорить вполне можно быстро, но чётко – это будет усваиваться также как и медленная речь. Возрастание скорости речи учителя и учащихся на занятиях (это кажется в некотором роде неожиданностью) никоим образом не отражается на восприятии учебного материала. Этому есть две причины:

    1. Значительная экономия времени, получаемая в результате некоторого увеличения скорости речи, позволяет проводить трехкратное (и более) изложение нового материала. Уровень же восприятия, и это давно уже доказано психологами [2], в основном зависит от числа повторов и возвратов к одному и тому же материалу.

    2. В Мичиганском университете провели любопытные исследования. Одна и та же лекция была прочитана двум однородным по составу группам слушателей. Чтение первой лекции вел в обычном размеренном темпе преподаватель. Вторая же группа прослушала магнитофонную запись этой лекции при увеличении скорости движения пленки почти в 4 раза! Первая группа слушала лекцию 45 минут, вторая - 12. Качество звучания динамика было предельно высоким. После этого в каждой из групп провели без предупреждения и подготовки экзамены. Уровень восприятия учебного материала слушателями обеих групп оказался совершенно одинаковым.


    Как должны вести себя обучаемые (слушатели)

    Очень важно объяснить обучаемым особенно тем, кто в первый раз столкнулся с такой методикой, что им не надо ничего записывать, а только слушать и запоминать ассоциации. Очень многие по началу будут не доверять. Их личный опыт будет говорить, что, невозможно просто прослушав материал, не делая записей, всё подробнейшим образом запомнить. Кто-то попытается записывать, а делать этого как раз не надо. Как правило, те, кто что-то записывают, отвлекаясь на записи, не могут запомнить материал, рассказанный по опорным сигналам и далее подробно воспроизвести. Невозможно с равной эффективностью делать 2 дела: слушать преподавателя, запоминая ассоциации и записывать. Если вы заметили таких записывающих – расскажите им, почему этого делать не надо.

    Очень интересные соображения по этому вопросу выказывает великий немецкий философ, психолог и психоаналитик Эрих Фромм в своей знаменитой книге «Иметь или быть»:
    «Записи представляют собой еще одну форму отчужденной памяти. Записывая то, что я хочу запомнить, я приобретаю уверенность в том, что владею информацией, и потому не стараюсь удержать ее в своей голове. Я уверен в своей собственности - ибо, только потеряв записи, я теряю также и память об этой информации. Я утрачиваю свою способность к запоминанию, ибо мой банк памяти превратился в экстернализованную в виде записей часть меня самого.

    Учитывая, какую массу сведений приходится держать в памяти людям, живущим в современном обществе, хранение некоторой части этой информации в виде заметок, записей и книг неизбежно. Наблюдая за собой, можно легко убедиться в том, что при ведении всякого рода записей снижается способность к запоминанию, однако здесь могут оказаться полезными несколько типичных примеров.
    Один из таких примеров можно каждый день наблюдать в магазинах. Сегодня продавец лишь в редких случаях станет выполнять элементарное сложение двух-трех чисел в уме, вместо этого он немедленно потянется к счетной машине.
    Другой пример относится к учебной деятельности. Преподавателям хорошо известно, что те студенты, которые на лекции тщательно записывают каждое предложение, по всей вероятности, поймут и запомнят меньше, чем те, кто полагается на свою способность понять и, значит, запомнить хотя бы самое существенное.
    Далее, музыканты знают, что тем, кто очень легко читает ноты с листа, труднее запомнить музыкальный текст без партитуры [Этой информацией я обязан д-ру Моше Будмору]. (Тосканини, который, как известно, обладал феноменальной памятью, служит прекрасным примером музыканта, ориентированного на способ бытия.) И наконец, последний пример: работая в Мексике, я заметил, что память людей неграмотных или редко прибегающих к письму намного превосходит память хорошо образованных жителей развитых стран. Помимо всего прочего, этот факт позволяет предположить, что грамотность отнюдь не является тем благом, которым ее представляют, особенно если люди используют ее только для того, чтобы поглощать информацию, обедняющую их воображение и способность к переживанию.»


    Упражнение по закреплению материала

    После рассказа темы преподавателем надо дать обучаемым отдохнуть 5-10 минут, выдать им распечатки опорных сигналов и попросить их попарно рассказать друг другу материал по опорным сигналам. В парах один обучаемый рассказывает первую половину лекции, второй его слушает и поправляет, подсказывает если это нужно. Вторую часть рассказывает уже второй обучаемый, а поправляет его первый. Всего на упражнение закрепления теоретического материала должно уйти 10-15 минут.
    Если Вы один – проговорите материал сами – устно или про себя.
    Итого на процесс теоретического изложения материала объёмом 10-15 страниц уйдёт около часа: 40-45 минут на рассказ преподавателя и 10-15 минут на упражнение по закреплению материала. При этом по окончанию часа все обучаемые будут досконально и подробнейшим образом помнить весь изложенный материал. Никакой зубрежки, никакого сверх напряжения! А материал тем менее удивительным образом будет изучен.
    Для того, чтобы материал запомнился теперь с очень высокой степенью надёжности (годы если Вы даже не будете к нему больше обращаться) Вам надо написать опорные сигналы по памяти.
    Вызубрить опорные сигналы практически невозможно, не понимая их смысл, и напротив, понимая, что они обозначают, это не составляет никакого труда. Сначала попытайтесь на листе воспроизвести сигналы, если что-то будете забывать, то можно немного подсматривать. В следующее тренировочное воспроизведение подсматривать скорее всего уже не придётся. Итого мы имеем не более 2-х тренировочных воспроизведений.

    В качестве дополнительной литературы, где более полно изложена методика, могу предложить книгу самого Шаталова В.Ф. «Эксперимент продолжается».

    Ссылка на школу Шаталова



  • 1
Да, методика Шаталова, действительно, нечто выдающееся.
Впервые встречаю человека, который знает "как это делается":))
Проблема любой неординарной методики в том, что ее нельзя использовать в массовой школе. Зато можно легко раскритиковать) что в свое время произошло и с Шаталовым.

А вы - молодец! Очень интересно. Полезная информация.

примерно к этому

сам пришёл...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account